Страничка учителя-дефектолога

ГРАФИК РАБОТЫ 

УЧИТЕЛЯ — ДЕФЕКТОЛОГА

ШЕКО ЛИЛИИ АНАТОЛЬЕВНЫ

на 2024/2025 учебный год

День неделиКоррекционные занятияПонедельник08.40–13.00Вторник08.40–13.00Среда08.40–13.00Четверг08.40 –13.00Пятница08.40–13.00           Консультации для  педагогов:           первая пятница месяца с 13.00 до 13.30          родителей:         четвертая пятница месяца с 13.00 до 13.30

ЕСЛИ ПОГОДА ИСПОРТИЛАСЬ: 12 ИГР С РЕБЕНКОМ

    Подборка разных игр для детей дошкольного возраста. Эти игры очень скоро пригодятся Вам, когда прогулки на улице перестанут быть комфортными и домашнее времяпрепровождение нужно будет чем-то разнообразить. 

ЧАСТИ ЖИВОТНЫХ 
Предложите ребенку подобрать головы и хвосты различным животным. Можно добавить игре веселья, создав чудо-зверей на усмотрение малыша. 

 

Потребуются: 
Изображения животных из журналов 
Ножницы 
Клей 
Лист плотной бумаги 
1. Заранее вырежьте изображения различных животных. 
2. Разрежьте изображения пополам, разделив на головную часть и хвостовую. 
3. Положите половинки картинок перед ребенком, попросите подобрать соответствующие хвост к голове. 
4. Пусть ребенок наклеит целое животное на лист бумаги. 
Вариант игры: предложите ребенку специально перепутать головы и хвосты, чтобы получились новые невиданные звери! 
Безопасность: используйте клей-карандаш и ножницы с закругленными концами. 

УГАДАЙ! 
Загадайте предмет из вашего окружения. Если вы дадите ребенку достаточно подсказок, он сможет сразу угадать, что вы имеете в виду. Также будет правильно дать возможность малышу загадать загадку вам! 
Где играть: дома, на прогулке, в гостях или магазине. 
1. Выберите интересный и хорошо знакомый ребенку предмет. 
2. Скажите, что вы загадали предмет из того, что вас окружает. Дайте одну подсказку, например, цвет, форму или размер. 
3. Пусть ребенок с помощью наводящих вопросов попробует угадать, что за предмет вы задумали. 
4. Поменяйтесь ролями и постарайтесь угадать, что загадал ваш малыш. 

РИТМ-РИФМА 
Следовать ритму звучащей песни не так-то просто. Эта игра требует координации, способствует развитию слуха у малыша и чувства рифмы. Игра будет уместна, например, в машине. Она займет и отвлечет ребенка в дороге. 
Потребуется: 
Музыка 
1. Предложите слово, например «день». 
2. Проговаривайте слово в ритм играющей музыке: «День-день-день-день-день». 
3. Попросите ребенка продолжить музыкальный ритм новым словом, которое бы звучало в рифму с предыдущим. 
4. Придумывайте слова по очереди, пока игра не надоест. 

ОПРЕДЕЛИ НА ОЩУПЬ 
Научите ребенка использовать осязание для исследования окружающей среды. Пусть он создает мысленные образы вещей, к которым имеет возможность прикоснуться с закрытыми глазами. 

Что потребуется: 
Несколько предметов небольшого размера: мягкая игрушка, чашка, печенье, мячик, мочалка и другие 
Большой пакет или корзина 
Повязка на глаза 
1. Подберите предметы для игры и сложите их в пакет или корзину. 
2. Сядьте с ребенком на полу друг перед другом, объясните суть игры. 
3. Завяжите малышу глаза. 
4. По очереди вкладывайте предметы из корзины в руки ребенку. 
5. Просите тщательно ощупать и угадать, что он держит. 
6. Давайте подсказки, если ребенок не справляется. 
Безопасность: обязательно оговорите с малышом, что вы собираетесь завязать ему глаза. Если ему не понравится повязка, вы можете играть просто зажмурившись. И, конечно, все предметы должны быть безопасными. 

КНИГА ОБО МНЕ 
Сделайте с ребенком особенную книжку — где он сам будет главным героем! 
Что потребуется: 
Плотная бумага 
Журналы с картинками 
Фотографии вашего ребенка и других членов семьи 
Рисунки ребенка 
Ножницы 
Клей 
Степлер 
Ручка 
1. Соберите визуальные элементы, значимые для вашего ребенка, в том числе его рисунки, фотографии малыша, его друзей, питомцев, поделок, семейные фотоснимки. 
2. Соберите альбом из листов бумаги, поместив коллаж из изображений, вырезок и комментариев малыша. 
3. Скрепите листы между собой. 
4. Приложите обложку: «Все обо мне!» 
5. Когда книга будет завершена, прочитайте ее вместе. 
Такой проект может быть растянут во времени не на один день. Возвращайтесь к работе, когда у вас и у ребенка будет настроение. 

НАЙДИ ЧАСЫ! 
Всего несколько минут на то, чтобы найти тикающие часы! Как это увлекательно и захватывающе! Где же они могут быть? Нужно слушать очень внимательно, а думать и двигаться – быстро. 
Что потребуется: 
Кухонный таймер или будильник, который тикает достаточно громко. 
1. Заведите таймер на 3-5 минут и спрячьте его в комнате или во дворе. 
2. Попросите ребенка прислушаться. 
3. Скажите ребенку, что у него есть 3 минуты на то, чтобы найти таймер! А для успешного поиска нужно быть очень внимательным!) 
4. Если малыш испытывает трудности, давайте подсказки. 
5. Сыграйте еще раз, уменьшив время поиска. 
Вариант игры: вы можете помочь в поисках, говоря «горячо» или «холодно», когда ребенок приближается или удаляется от часов. 

ПАДАЮЩАЯ БАШНЯ 
Детям порой больше нравится разрушать что-то, чем строить. Это не страшно, ведь это всего лишь игра! Строить с полуторагодовалым малышом башенки из кубиков можно до бесконечности. И каждый раз процесс падения постройки будет вызывать у него бурю эмоций. 
Что потребуется: 
Кубики, палочки, брусочки, печенье или другие предметы, из которых можно сложить башню. 
1. Удобнее всего играть на полу, но можно и за столом, если материалом для постройки служат, например, крекеры. 
2. По очереди складывайте друг на друга предметы, чтобы получилась высокая башня. 
Вариант игры: вы можете складывать параллельно две башни – чья получится выше? Многоярусные постройки также пользуются большой популярностью у малышей. 

РАЗГОВОР ПО ДУШАМ 
Иногда намного интереснее разговор складывается по телефону, чем с глазу на глаз. Сделайте самодельный аппарат из двух бумажных стаканчиков и веревочки, продетой между ними. 
1. Смастерите аппарат и украсьте каждый свою «трубку» наклейками или рисунками. 
2. Разойдитесь по разным концам комнаты или сядьте по обе стороны дивана. 
3. Начните разговор, как это обычно бывает: «Привет, это мама!» 
4. Поговорите о том, что случилось сегодня у каждого из вас. 

ТАНЦУЙ, РУКА! 
Как танцевать, если в твоем распоряжении всего одна часть тела? Попробуем? 
Что потребуется: 
Музыка 
1. Используйте любую танцевальную музыку. Попросите ребенка прислушаться к ритму. 
2. Устройте танцевальный батл. По очереди говорите друг другу, какая часть тела будет сейчас танцевать. 

ПОКАЖИ, ЧТО ЧУВСТВУЕШЬ 
Порой детям непросто верно выразить свои эмоции. Эта игра поможет ребенку лучше разбираться в собственных чувствах и правильно воспринимать чужие. 
Что потребуется: 
Иллюстрации или картинки, на которых изображены человеческие эмоции 
1. Подберите картинки с различными эмоциями: веселье, радость, печаль, страх, огорчение, испуг, нежность, любовь, безразличие и другие. 
2. Обсудите с ребенком, что чувствуют люди на изображениях, как они выражают эти чувства. 
3. Сложите картинки стопкой «лицом» вниз. 
4. Переворачивайте картинки по одной и попросите ребенка изобразить отраженную эмоцию, не прибегая к словам. 
5. Вы должны угадать, что за эмоция изображена на картинке по тому, как малыш ее покажет. 

УГАДАЙ КОНЕЦ ИСТОРИИ
Научите ребенка предсказывать конец истории. В дальнейшем он сможет применять этот навык в выполнении любых когнитивных задач. 
Что потребуется: 
Книжка с замечательным концом 
1. Найдите уютное место для чтения. 
2. Прочитайте ребенку часть сказки или рассказа и остановитесь, не доходя до конца. 
3. Спросите его, что, по его мнению, произойдет дальше. 
4. Предложите ему придумать несколько возможных вариантов развития событий. 
5. Дочитайте книгу до конца, чтобы узнать, чем она закончилась. 

СЛЕДУЙ ЗА НАКЛЕЙКАМИ! 
Эта игра — вариант охоты за сокровищами, который научит ребенка внимательно идти по следам. А куда и к чему они его приведут — зависит от вас. 
Что потребуется: 
Цветные наклейки 
Награда-сокровище 
Место для игры 
1. Придумайте маршрут, по которому предстоит пройти ребенку-кладоискателю. 
2. Поместите наклейки на виду по пути следования. 
3. В конце пути положите награду. 
4. Объясните ребенку, как нужно проводить поиски и что его ожидает в конце. 
5. Обязательно вместе отпразднуйте успешный итог мероприятия.

КОГДА СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ К ЛОГОПЕДУ

Проблема обращения к такому специалисту, как логопед, встает перед каждой мамой с малышом 2-6 лет – в период активного становления его речи.

На что обратить внимание у своего ребенка:

если в 3-3,5 года

ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;

в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;

он не повторяет за Вами слова;

или Вы совсем не понимаете его речь

(при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);

 если в 4 года

у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),

не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй

(при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);

 если в 5-6 лет

все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);

ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,

допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).

Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед.

Логопед поможет:

скорректировать произношение;

подготовить ребенка к школе, в частности, к освоению грамоты и чтению.

Пальчиковая гимнастика

Таланты детей — на кончиках пальцев

Картинки по запросу пальчиковая гимнастика
Для того чтобы их выполнение стало увлекательной игрой, можно использовать разнообразные приемы:При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений используют разнообразное спортивное оборудование, игрушки и мелкие предметы. Личный контакт с каждым ребенком, атмосфера увлеченности и радости помогает детям чувствовать себя уверенно при проведении подобных упражнений.

  • Пальчиковая гимнастика;
  • Показ при помощи рук различных изображений («очки», «стул», «колокольчик», «зайка» и т.д.), которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;
  • Конструирование из счетных палочек;
  • Лепка из соленого теста и теплого воска;
  • Обрывание бумаги разной плотности и фактуры (папиросной, газетной, картона и др.)

Восторг вызывает создание запланированного беспорядка – разрывание цветной бумаги на мелкие кусочки, подбрасывание вверх, любование их полетом («разноцветный бумажный дождь») с последующим сбором обрывков и выполнением аппликации «Радуга»;

  • Сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомканного листа бумаги;
  • Выполнение аппликаций из природного материала (семян, яичной скорлупы и т.д.);
  • Выкладывание из морской гальки на фоновой бумаге различных изображений (узоров, геометрических фигур, букв и др.);
  • Нанизывание бус и пуговиц на проволоку, тесьму или леску;
  • Создание на ткани изображений и узоров из цветных нитей;
  • Сматывание шерстяной или хлопковой пряжи в клубки;
  • Завязывание бантов и узлов различной конфигурации;
  • Перебирание и сортировка различных круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль, бобы и т.д.).

Летом прекрасным тренажером для развития мелкой моторики является песок. Дети оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, глубоко погружают руки в чистый сухой песок, просеивают его между ладонями. Строительство дорог, туннелей, гор, мостов, рисование по мокрому песку пальцами или палочкой, выкладывание узоров из мелких камешков – увлекательное занятие.

С удовольствием дошкольники играют в «археологов» — проводят раскопки в песке. Используя палочки, щепки и кисточки, малыши «обнаруживают» в песочнице спрятанные «клады», мелкие игрушки и т.д.

(журнал «Ребенок в детском саду» №2, 2012, Анучина Н.А. «Таланты детей на кончиках их пальцев»)

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Картинки по запросу дыхательная гимнастика

Родителям следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом. Полезно ежедневно выполнять до 3 минут дыхательные упражнения и игры.

  • дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах;
  • дуть на привязанные к ниточке шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;
  • надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
  • сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении (игра «Футбол»);
  • дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т.д.

Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов.

Профилактика заболеваний ЛОР-органов: острый и хронический ринит, риносинусит, искривление носовой перегородки, полипы носовой полости, увеличение аденоидов и т.д. – важный компонент работы по развитию звукопроизношения дошкольников. Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, неба.

Так например: хронический ринит приводит к постоянной заложенности носа, затрудняет дыхание. Со временем ребенок привыкает дышать ртом, вследствие чего у него может увеличиться размер языка, что приводит к возникновению интердентального(межзубного) сигматизма и т.д.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Для профилактики и лечения этих заболеваний, а также формирования правильного носового дыхания необходимо ежедневно проводить следующую дыхательную гимнастику:

  • Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице – сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5 – 6 раз).
  • Сделать по 8 – 10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем – через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
  • Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
  • При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.
  • Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукивание по крыльям носа произнести звуки «ба-бо-бу» и «г-м-м-м».
  • Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3 – 4 раза).
  • Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно произнести звук «а-а-а» (5 – 6 раз).
  • Полоскать горло 1,5%-ным раствором морской (поваренной) соли.
Изображение

КАК ЛЕГКО УЧИТЬ НАИЗУСТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ

С РЕБЕНКОМ?

Вот несколько советов:

Чтобы ребенку учить стихи было легко и приятно, надо с рождения приучать его к ритмически организованной информации. Тут помогут потешки, стишки, загадки, скороговорки. Если с рождения мама периодически рассказывает разные стишки и потешки, они сами по себе запоминаются, и память ребенка развивается естественным путем.К тому же, если ребенку постоянно читают стихи, ему это становится привычным и понятным. Поэтому заставлять учить рифмы такого ребенка не надо, он сам с удовольствием будет их повторять.

Чтобы стихотворение училось легко, отдайтесь его ритму. Делайте с ребенком движения под ритм стихотворения. Тут подойдут шаги, плавные движения руками, качание туловищем и так далее.

Для заучивания стихотворения можно использовать мячик: Вы говорите строчку и бросаете мячик ребенку. Он повторяет строчку и бросает мяч вам обратно. Вы говорите следующую строчку и опять бросаете мяч и так далее. Когда ребенок познакомится со стихотворением поближе, можно бросать мяч на каждое слово. В этом случае ребенок не повторяет за вами слова, а каждый из вас говорит следующее слово в момент, когда мяч оказывается у него в руках.

Можно нарисовать стихотворение вместе с ребенком. Это может быть одна картинка, а может быть целая серия небольших зарисовок, которые собираются в книжку.

Чтобы для ребенка рифма была привычна и легка для заучивания, следует в быту почаще применять рифмованные словечки, например: кисуля-раскисуля, «ах, какое блюдо, понравится даже верблюду», Антошка-картошка, «иди на горшок — получишь семечек мешок», «кашка для Сашки» и т. д. Такие рифмы придумываются легко, и родители могут постоянно их использовать в общении с ребенком.