Страничка педагога-психолога

Зачем нужен педагог-психолог в детском саду?

Многие родители недоумевают, какую функцию  выполняет педагог-психолог в детском саду и часто ошибочно считают, что подобного рода специалист необходим лишь там, где речь идёт о наличии психических расстройств.

А на самом деле педагог-психолог в детском саду нужен для того, чтобы помогать детям развиваться, учитывая их индивидуальные особенности, вовремя помочь, если что-то идёт не так.  Детсадовские психологи помогают малышам быстрее адаптироваться в коллективе, выявляют индивидуальные особенности развития, помогают устранить проблемы психологического характера, помогают детям подготовиться к обучению в школе и консультируют родителей относительно особенностей развития, поведения и воспитания детей. 

 Педагог-психолог ведет работу в дошкольном учреждении
по следующим направлениям:

  • Психолого-педагогическая диагностика;
  • Коррекционно-развивающая работа;
  • Здоровьесберегающая деятельность;
  • Психолого-педагогическое консультирование;
  • Психологическая профилактика и просвещение;
  • Методическая работа;
  • Психологическая сопровождение управленческих процессов.

ГРАФИК РАБОТЫ 

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

НАЙДАНОВОЙ АЛИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ

на 2024/2025 учебный год

День неделиВремя работыОбедКонсультации для родителейКонсультации для педагоговПрофессиональноесамосовершенствование
Понедельник10.00–18.3012.10–12.4016.30 – 18.30
Вторник08.30-17.0012.10–12.4013.00 – 15.00
Среда08.30-17.0012.10–12.4012.40 – 16.40
Четверг08.30-17.0012.10–12.4008.10 — 9.0013.30-14.30
Пятница08.30-17.0012.10–12.4012.40 – 16.40

<article>

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ

Несмотря на то, что родители несут полную ответственность за своих детей, и как считают многие, сами могут выбирать методы воспитания (вплоть до физических наказаний), существуют законодательные акты, отражающие защиту прав и достоинств ребенка даже в отношении собственных родителей.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Согласно административному кодексу Республики Беларусь предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа (Ст. 9.1; ст. 9.4)

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Белорусское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них (ст.147 УК; ст. 149 УК; ст. 154 УК)

Более серьезная ответственность установлена за истязание, совершенное в отношении заведомо для виновного несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 154 УК). Под ИСТЯЗАНИЕМ понимается — умышленное причинение продолжительной боли или мучений способами, вызывающими особые физические и психические страдания, либо систематическое нанесение побоев, но без тяжких последствий.

ГРАЖДАНСКО—ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности

в соответствии с кодексом  Республики Беларусь о браке и семье (ст. 66).

Так, если законные представители ребенка виновны в неисполнении своих обязанностей, к ним может быть применена мера ответственности в виде лишения родительских прав (ст.80)

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О ПРАВАХ РЕБЕНКА» также утверждает, что «каждый ребенок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия» (ст. 9). Закон «О правах ребенка» (ст. 9) обязывает окружающих незамедлительно сообщать о ребенке, попавшем в кризисную ситуацию, в компетентный государственный орган.

 Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Насилие над детьми оказывает травмирующее воздействие на их физическое и психическое состояние. Ребенку сложно не только противостоять насильственным действиям со стороны  взрослого человека, но  и часто, в силу возраста, осознать противоправность произошедшего с ними.

ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ПУТЬ — ОТКАЖИСЬ ОТ НАСИЛИЯ!

Кризисы дошкольного возраста

Родители, воспитывая детей, часто слышат слово кризис. Что же оно означает в связи с развитием ребенка.

Кризис развития – естественный процесс, необходимый для дальнейшего развития ребенка, переход на новую ступень его самостоятельности.

Кризис 1 года (приблизительно от 9 месяцев до 1,5 лет).

У ребенка появляется много разнообразных потребностей и увеличиваются его возможности. Ребенок впервые осознает себя как отдельная личность. Он начинает самостоятельно передвигаться.

Проявления:

— всплеск самостоятельности (ребенок осваивает множество движений и действий, а, следовательно, у него появляется много целей)

— появление аффективных реакций (плач, крик, топание ногами, драки, кусание, отрицание). Подобные вспышки – реакция на непонимание со стороны взрослых.

— усиление привязанности к матери (наличие противоречивых стремлений – с одной стороны – стремление к самостоятельности, а с другой – необходимость в помощи в действиях со стороны матери или других близких взрослых)

В этот период мотивы поведения ребенка не осознаются им, и в своих действиях и поступках он опирается лишь на сиюминутные чувства и желания.

Что могут сделать родители:

— давать ребенку возможность исследовать пространство, не забывая при этом обезопасить его, сопровождать свои действия объяснением (это не только дает ребенку информацию, но и способствует дальнейшему развитию его речи) — создавая запреты, не делайте их слишком много.

— старайтесь соблюдать спокойствие и терпение (ведь именно вы — взрослый человек)

— ребенку необходима ваша любовь, ласка и внимание.

Кризис 3 лет (приблизительно от 2,5 до 3,5 лет)

Ребенок, отделяясь от взрослого, делает попытку установить с ним новые отношения. Начинают выстраиваться отношения с другими детьми. Происходит становление самосознания ребенка, появляется собственное Я.

Проявления:

Негативизм – реакция отрицания на требование или просьбу взрослого, стремление сделать наоборот.

Упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого желает, а для того, чтобы считались с его мнением.

Строптивость – общий протест против привычного образа жизни. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают.

Своеволие – ребенок принимает только то, что он придумал или решил сам. Возможны проявления деспотизма (если ребенок единственный в семье) или ревности (если в семье несколько детей). Ребенок чувствует и расценивает как важные только собственные желания и потребности.

Протест-бунт – ребенок в состоянии постоянного конфликта с окружающими.

Обесценивание — ребенок может сломать любимую игрушку (обесценивание старых привязанностей к вещам), может начать ругаться (обесценивание старых правил поведения), у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

Что могут сделать родители:

— обращаясь к ребенку, формулируйте свои просьбы не в виде утверждения, а в виде вопроса (вместо «Убери игрушку» сказать: «Ты уберешь игрушку сейчас или позже?») — ведите себя с ребенком, как с равным (спрашивайте разрешение, беря его вещь)

— попробуйте дать ребенку «обратную инструкцию» — как и во время кризиса 1 года, шлепки и крики – бесполезны.

— будьте последовательны, если сказали «нет», следуйте принятому решению.

— запретов должно быть мало, но они должны быть твердыми и обоснованными

— проявляйте терпение, если ребенок сопротивляется вашему предложению, иногда нужно просто дать ему время, чтобы самому принять решение.

— если у ребенка началась истерика, переждите ее, а потом объясните, как «правильно» себя вести и почему (будьте готовы к тому, что одного раза недостаточно).

Кризис 7 лет (6-7 лет)

В этот период происходит становление внутренней позиции школьника, происходит постепенный переход от игровой к учебной деятельности.

Особенности переживания ребенка в этот период заключается в том, что

– переживания обретают смысл (ребенок осознает «я боюсь», «я сердит», «я добрый») и происходит обобщение переживаний (формируется отношение к себе, своим успехам, своему положению).

Проявления кризиса:

Пауза — промежуток времени между обращением к ребенку и его реакцией. Реакция может выражаться как в невыполнении действия, так и в отказе или его оттягивании.

Спор -ребенок в ответ на просьбу, приказ, требование начинает оспаривать необходимость требуемого или время выполнения (чаще всего ссылаясь на занятость), возражать.

Непослушание — невыполнение привычных требований или установлений, отказ от участия в привычных делах, противопоставление своих дел или намерений требованиям родителей.

Хитрость — нарушение привычных требований родителей в скрытой форме. Намеренное создание ситуаций, в которых ребенок может извлечь выгоду для себя.

«Взрослое поведение» — ребенок ведет себя демонстративно «по-взрослому». На вербальном уровне, как правило, выражается в демонстративной рассудительности, в поведении — в карикатурной взрослости.

Внешний вид — внимание к собственной внешности, появляются споры об одежде.

Требовательность — настаивание на своем, навязчивое напоминание об обещанном.

Что могут сделать родители:

— предоставьте ребенку возможность действовать самостоятельно, не забывая помогать ему в сложных ситуациях — обсуждайте с ребенком различные «взрослые» проблемы, внимательно выслушивая его.

— если ребенок высказал ошибочное суждение, тактично поправляйте ег.

— предлагайте ребенку способ решения проблемы, хвалите его в случае успеха — отвечайте на вопросы ребенка (6-7 лет – возраст «почемучек»)

— будьте последовательны в своих требованиях — окружающие должны предъявлять к ребенку единые требования — соблюдайте культуру диалога (ребенок при общении подражает манере близких).

— подавайте ребенку пример «взрослого» поведения, будьте терпимы.