Зачем нужен педагог-психолог в детском саду?
Многие родители недоумевают, какую функцию выполняет педагог-психолог в детском саду и часто ошибочно считают, что подобного рода специалист необходим лишь там, где речь идёт о наличии психических расстройств.
А на самом деле педагог-психолог в детском саду нужен для того, чтобы помогать детям развиваться, учитывая их индивидуальные особенности, вовремя помочь, если что-то идёт не так. Детсадовские психологи помогают малышам быстрее адаптироваться в коллективе, выявляют индивидуальные особенности развития, помогают устранить проблемы психологического характера, помогают детям подготовиться к обучению в школе и консультируют родителей относительно особенностей развития, поведения и воспитания детей.
Педагог-психолог ведет работу в дошкольном учреждении
по следующим направлениям:
- Психолого-педагогическая диагностика;
- Коррекционно-развивающая работа;
- Здоровьесберегающая деятельность;
- Психолого-педагогическое консультирование;
- Психологическая профилактика и просвещение;
- Методическая работа;
- Психологическая сопровождение управленческих процессов.
ГРАФИК РАБОТЫ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
НАЙДАНОВОЙ АЛИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
на 2024/2025 учебный год
День недели | Время работы | Обед | Консультации для родителей | Консультации для педагогов | Профессиональноесамосовершенствование |
Понедельник | 10.00–18.30 | 12.10–12.40 | 16.30 – 18.30 | ||
Вторник | 08.30-17.00 | 12.10–12.40 | 13.00 – 15.00 | ||
Среда | 08.30-17.00 | 12.10–12.40 | 12.40 – 16.40 | ||
Четверг | 08.30-17.00 | 12.10–12.40 | 08.10 — 9.00 | 13.30-14.30 | |
Пятница | 08.30-17.00 | 12.10–12.40 | 12.40 – 16.40 |
<article>
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ
Несмотря на то, что родители несут полную ответственность за своих детей, и как считают многие, сами могут выбирать методы воспитания (вплоть до физических наказаний), существуют законодательные акты, отражающие защиту прав и достоинств ребенка даже в отношении собственных родителей.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Согласно административному кодексу Республики Беларусь предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа (Ст. 9.1; ст. 9.4)
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Белорусское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них (ст.147 УК; ст. 149 УК; ст. 154 УК)
Более серьезная ответственность установлена за истязание, совершенное в отношении заведомо для виновного несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 154 УК). Под ИСТЯЗАНИЕМ понимается — умышленное причинение продолжительной боли или мучений способами, вызывающими особые физические и психические страдания, либо систематическое нанесение побоев, но без тяжких последствий.
ГРАЖДАНСКО—ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности
в соответствии с кодексом Республики Беларусь о браке и семье (ст. 66).
Так, если законные представители ребенка виновны в неисполнении своих обязанностей, к ним может быть применена мера ответственности в виде лишения родительских прав (ст.80)
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О ПРАВАХ РЕБЕНКА» также утверждает, что «каждый ребенок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия» (ст. 9). Закон «О правах ребенка» (ст. 9) обязывает окружающих незамедлительно сообщать о ребенке, попавшем в кризисную ситуацию, в компетентный государственный орган.
Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.
Насилие над детьми оказывает травмирующее воздействие на их физическое и психическое состояние. Ребенку сложно не только противостоять насильственным действиям со стороны взрослого человека, но и часто, в силу возраста, осознать противоправность произошедшего с ними.
ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ПУТЬ — ОТКАЖИСЬ ОТ НАСИЛИЯ!
Кризисы дошкольного возраста
Родители, воспитывая детей, часто слышат слово кризис. Что же оно означает в связи с развитием ребенка.
Кризис развития – естественный процесс, необходимый для дальнейшего развития ребенка, переход на новую ступень его самостоятельности.
Кризис 1 года (приблизительно от 9 месяцев до 1,5 лет).
У ребенка появляется много разнообразных потребностей и увеличиваются его возможности. Ребенок впервые осознает себя как отдельная личность. Он начинает самостоятельно передвигаться.
Проявления:
— всплеск самостоятельности (ребенок осваивает множество движений и действий, а, следовательно, у него появляется много целей)
— появление аффективных реакций (плач, крик, топание ногами, драки, кусание, отрицание). Подобные вспышки – реакция на непонимание со стороны взрослых.
— усиление привязанности к матери (наличие противоречивых стремлений – с одной стороны – стремление к самостоятельности, а с другой – необходимость в помощи в действиях со стороны матери или других близких взрослых)
В этот период мотивы поведения ребенка не осознаются им, и в своих действиях и поступках он опирается лишь на сиюминутные чувства и желания.
Что могут сделать родители:
— давать ребенку возможность исследовать пространство, не забывая при этом обезопасить его, сопровождать свои действия объяснением (это не только дает ребенку информацию, но и способствует дальнейшему развитию его речи) — создавая запреты, не делайте их слишком много.
— старайтесь соблюдать спокойствие и терпение (ведь именно вы — взрослый человек)
— ребенку необходима ваша любовь, ласка и внимание.
Кризис 3 лет (приблизительно от 2,5 до 3,5 лет)
Ребенок, отделяясь от взрослого, делает попытку установить с ним новые отношения. Начинают выстраиваться отношения с другими детьми. Происходит становление самосознания ребенка, появляется собственное Я.
Проявления:
Негативизм – реакция отрицания на требование или просьбу взрослого, стремление сделать наоборот.
Упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого желает, а для того, чтобы считались с его мнением.
Строптивость – общий протест против привычного образа жизни. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают.
Своеволие – ребенок принимает только то, что он придумал или решил сам. Возможны проявления деспотизма (если ребенок единственный в семье) или ревности (если в семье несколько детей). Ребенок чувствует и расценивает как важные только собственные желания и потребности.
Протест-бунт – ребенок в состоянии постоянного конфликта с окружающими.
Обесценивание — ребенок может сломать любимую игрушку (обесценивание старых привязанностей к вещам), может начать ругаться (обесценивание старых правил поведения), у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.
Что могут сделать родители:
— обращаясь к ребенку, формулируйте свои просьбы не в виде утверждения, а в виде вопроса (вместо «Убери игрушку» сказать: «Ты уберешь игрушку сейчас или позже?») — ведите себя с ребенком, как с равным (спрашивайте разрешение, беря его вещь)
— попробуйте дать ребенку «обратную инструкцию» — как и во время кризиса 1 года, шлепки и крики – бесполезны.
— будьте последовательны, если сказали «нет», следуйте принятому решению.
— запретов должно быть мало, но они должны быть твердыми и обоснованными
— проявляйте терпение, если ребенок сопротивляется вашему предложению, иногда нужно просто дать ему время, чтобы самому принять решение.
— если у ребенка началась истерика, переждите ее, а потом объясните, как «правильно» себя вести и почему (будьте готовы к тому, что одного раза недостаточно).
Кризис 7 лет (6-7 лет)
В этот период происходит становление внутренней позиции школьника, происходит постепенный переход от игровой к учебной деятельности.
Особенности переживания ребенка в этот период заключается в том, что
– переживания обретают смысл (ребенок осознает «я боюсь», «я сердит», «я добрый») и происходит обобщение переживаний (формируется отношение к себе, своим успехам, своему положению).
Проявления кризиса:
Пауза — промежуток времени между обращением к ребенку и его реакцией. Реакция может выражаться как в невыполнении действия, так и в отказе или его оттягивании.
Спор -ребенок в ответ на просьбу, приказ, требование начинает оспаривать необходимость требуемого или время выполнения (чаще всего ссылаясь на занятость), возражать.
Непослушание — невыполнение привычных требований или установлений, отказ от участия в привычных делах, противопоставление своих дел или намерений требованиям родителей.
Хитрость — нарушение привычных требований родителей в скрытой форме. Намеренное создание ситуаций, в которых ребенок может извлечь выгоду для себя.
«Взрослое поведение» — ребенок ведет себя демонстративно «по-взрослому». На вербальном уровне, как правило, выражается в демонстративной рассудительности, в поведении — в карикатурной взрослости.
Внешний вид — внимание к собственной внешности, появляются споры об одежде.
Требовательность — настаивание на своем, навязчивое напоминание об обещанном.
Что могут сделать родители:
— предоставьте ребенку возможность действовать самостоятельно, не забывая помогать ему в сложных ситуациях — обсуждайте с ребенком различные «взрослые» проблемы, внимательно выслушивая его.
— если ребенок высказал ошибочное суждение, тактично поправляйте ег.
— предлагайте ребенку способ решения проблемы, хвалите его в случае успеха — отвечайте на вопросы ребенка (6-7 лет – возраст «почемучек»)
— будьте последовательны в своих требованиях — окружающие должны предъявлять к ребенку единые требования — соблюдайте культуру диалога (ребенок при общении подражает манере близких).
— подавайте ребенку пример «взрослого» поведения, будьте терпимы.