ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
в группах раннего и дошкольного возраста в учреждениях дошкольного образования
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
План— это система, позволяющая урегулировать порядок работы
Цель— краткая позитивная формулировка желаемого конечного результата, который должен быть получен, если задачи будут успешно реализованы
Цель планирования— обеспечение качественной реализации содержания учебной программы дошкольного образования в образовательном процессе с вомпитанниками
Задачи — пути реализации цели
Основная цель планирования и организации образовательного процесса в дошкольном учреждении — обеспечение разностороннего развития и саморазвития личности ребенка, формирование у него нравственных норм и приобретение социального опыта, готовности к успешному переходу на следующий уровень образования.
Педагогические требования
к планированию образовательного процесса
1. Обеспечение единства цели, задач, содержания, методов и организационных форм образовательного процесса.
2. Сочетание методов педагогического взаимодействия с организацией разных видов детской деятельности воспитанников.
3. Соответствие содержания, форм и методов образовательной работы возрастным и индивидуальным особенностям детей.
4. Реальность плана, его систематичность и последовательность.
5.Соответствие оптимальной учебной нагрузки на детей нормативным правовым актам в сфере образования Республики Беларусь.
6. Учет медико-психолого-педагогических требований к последовательности, длительности форм образовательного процесса.
ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
Перспективное планирование —
планирование на длительный период: год, полугодие, месяц
Календарное планирование -планирование специально организованной деятельности, видов детской деятельности и соответствующих им форм работы с дошкольниками на каждый день недели
Перспективно-календарное планирование –часть разделов плана планируется на год, полугодие, месяц, а часть разделов планируется на каждый день недели месяца
К выбору оптимальной и удобной формы планирования следует подходить с учетом профессионального уровня и индивидуального стиля деятельности педагогических работников, осуществляющих образовательный процесс в одной группе.
Форма плана образовательного процесса обсуждается коллегиально и утверждается на педагогическом совете
СТРУКТУРА ПЛАНА:
1.Годовые задачи учреждения дошкольного образования на учебный год
2.Научно-методическое обеспечение
3.Список детей по подгруппам.
4.Циклограмма (обязательные компоненты организации разных видов совместной деятельности педагога и детей в течение дня)
5. Взаимодействие с семьей
6. Индивидуальная работа с детьми
7. Закаливание
8. Двигательная деятельность (активность)
9. Специально организованная деятельность
10. Виды детской деятельности
Перспективный план:
содержание разделов планируются на год, полугодие, месяц
1.Годовые задачи учреждения дошкольного образования
2.Научно-методическое обеспечение
3.Список детей по подгруппам.
4.Циклограмма деятельности педагога с детьми в течение дня
5. Взаимодействие с семьей
6. Индивидуальная работа с детьми
7. Закаливание
8. Двигательная активность
Календарный план:
содержание разделов планируются на каждый день недели месяца
9.Специально организованная деятельность
10.Виды детской деятельности
СТРУКТУРА ПЛАНА
1.Годовые задачи учреждения дошкольного образования на учебный год
2.Научно-методическое обеспечение
3.Список детей по подгруппам.
4.Циклограмма (обязательные компоненты организации разных видов совместной деятельности педагога и детей в течение дня)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ
1.Формы работы с родителями:
— коллективные*
— индивидуальные*
— наглядно-информационные
-информационно-коммуникационные
2. Содержание работы
3. Дата проведения
4. Ответственный
5. Отметка о выполнении
*В ТОМ ЧИСЛЕ— ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ*
1. Первая неделя (вторая, третья, четвертая)
2. Содержание работы по образовательным областям учебной программы дошкольного образования
3.Фамилия, имя ребенка
4. Учет работы
*(коррекционную работу с детьми осуществляют: педагог-психолог, учитель-дефектолог)
Закаливание
Вид, задачи
Планирование задач на квартал и ежедневное проведение на протяжении дня обязательных мероприятий с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей детей сезонных изменений, условий дошкольного учреждения.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Двигательная деятельность:
организованная:
-утренняя гимнастика на (1-2 и 3-4 недели, 2 и 4 недели — с усложнением и дополнением); физкультурная пауза; физкультминутки;
-подвижные игры и физические упражнения на 1-й и 2-й прогулках;
Активный отдых:
-физкультурный досуг, физкультурный праздник, день здоровья.
самостоятельная двигательная деятельность (создание условий)
СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(игры, занятия)
Тема недели; образовательная область и вид занятия
(*** «Искусство»: рисование);
тема занятия; программные задачи(обучающие, развивающие, воспитательные); источники планирования; методические приемы; * дополнения
* (включаются задачи образовательных технологий или современных методик, используемых воспитателем в образовательном процессе)
!!!УЧЕТ РАБОТЫ
Учет работы не должен носить формальный характер, осуществляется на основе повседневного наблюдения за деятельностью каждого ребенка, анализа продуктивных видов деятельности и служит основанием для планирования индивидуальной работы с детьми на следующую неделю месяца. Форма фиксации может быть разной (геометрическое и цветовое обозначение), простая, понятная и доступная.
ОБЩЕНИЕ (дошкольный возраст)
Разыгрывание коммуникативных этюдов в парах или с малыми подгруппами Беседа-разговор (с детьми 1-3 лет) Беседы с детьми: с малышами — на темы ближайшего окружения, со старшими детьми — на общественную, природоведческую тематику Беседы о прочитанном произведении Беседы на морально-этические темы Обсуждение содержания альбомов, иллюстраций, картинок, открыток на разнообразную тематику Тренинги Обсуждение проблемных ситуаций Упражнения вербального и невербального общения и др.
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (дошкольный возраст)
Дидактические
Пальчиковые
Сюжетные и сюжетно-ролевые
Настольно-печатные
Словесные
Хороводные
Подвижные
Компьютерные
Интеллектуальные
Народные
Игры со строительным материалом и др.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Наблюдение реальных предметов и объектов живой и неживой природы;
Обследование предметов и пространства;
Моделирование;
Простейшее экспериментирование (опыты с окружающими предметами и объектами неживой природы);
Предметно-орудийная деятельность (основной вид деятельности детей раннего возраста (показ способов действий с предметами и игрушками) и др.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.Художественно-речевая и театрально-игровая деятельность:
восприятие литературных произведений (сказок, рассказов, стихов, малых фольклорных форм); исполнение произведений художественной литературы (заучивание и чтение стихов, потешек) и детское речевое творчество (сочинение сказок, рассказов, составление загадок, метафор, рифмовок);
инсценирование с помощью игрушек; подготовка спектаклей и др.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2.Изобразительная деятельность: ознакомление с изобразительным искусством: рассматривание произведений изобразительного искусства (иллюстраций в книгах, картин, скульптуры малых форм и др.), предметов декоративно-прикладного искусства; изготовление декораций, атрибутов, составление коллажей; изобразительная деятельность:
рисование;
лепка;
аппликация;
конструирование;
дизайн
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
3.Музыкальная деятельность:
игра на музыкальных инструментах;
слушание музыки;
исполнение песен и танцевальных движений концерты,
музыкальные развлечения;
подготовка к праздникам.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Самообслуживание
Хозяйственно-бытовой труд
Труд в природе
Ручной труд (дошкольный возраст)
«Использование конструктивной деятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста по формированию основ патриотического воспитания»
Конструирование является частью образовательного процесса во второй младшей группе, доступным, интересным видом деятельности, так как в основе его заложена игра, как ведущий вид деятельности. Данный вид деятельности помогает развивать умственные способности детей, логическое мышление, пространственное восприятие и творческие способности, способствует развитию их когнитивных, моторных и творческих навыков. Конструктивная деятельность предполагает знакомство с архитектурой родного города, улицы, деревни, различными видами построек, достопримечательностями, парками, скверами, что способствует воспитанию устойчивого интереса к изучению родного края и, тем самым, воспитанию патриотических чувств.
Учебной программой дошкольного образования предполагает следующие задачи патриотического воспитания:
-формировать представления о малой родине;
-формировать умение называть населенный пункт, в котором воспитанник проживает;
-формировать умение рассказывать (совместно со взрослым) о любимых, часто посещаемых местах в родном населенном пункте (парк, сквер и др.)
Конструирование во второй младшей группе может происходить в различных формах, например, через игры в песочнице с водой, в строительном уголке группы и т.д. Также важно, чтобы дети имели доступ к различным материалам для конструирования, чтобы они могли изучать их свойства и применять их для создания разных фигур и конструкций.
Во время конструирования важно поощрять детей выражать свои мысли и идеи, а также развивать их социальные навыки через совместную работу и обсуждение своих построек с другими детьми. Конструирование также помогает развивать у детей терпение, настойчивость и самостоятельность.